Взносы по ДМС в 2022 г. увеличились на 6,9% по сравнению с 2021 г. — до 214 млрд р. Причина — увеличение тарифов из-за повышения стоимости медуслуг.
Темпы роста рынка ДМС в 2022 г. снизились по отношению к 2021 г. (тогда сборы выросли на 13%). В 2021 г. и начале 2022 г. спрос на программы ДМС начал восстанавливаться после провального «пандемийного» 2020 г., но до уровня 2019 г. так и не восстановился, пишет портал Vademecum (со ссылкой на статистку Банка России).
Переломным для рынка оказался третий квартал 2022 г. В первом квартале рынок поддерживало традиционное для начала года перезаключение договоров с крупными корпоративными клиентами, поэтому часть работодателей успела оформить новые договоры до событий 24 февраля. Многие успели и после. «В условиях экономической турбулентности и сложно прогнозируемой ситуации спешили использовать заложенный ранее бюджет», — поясняет руководитель направления развития страховых продуктов и лояльности клиентов компании «Согласие» Дмитрий Суровцев. На росте сборов во втором квартале сказалось удорожание стоимости медуслуг, указывал ЦБ в своём отчёте. По данным страхового брокера и консультанта по рискам Remind Benefits на основе оценок страховщиков, медицинская инфляция по итогам первого квартала составила 13%, но затем снижалась — до 11,5% по итогам третьего квартала (данных по году ещё нет).
Вслед за ростом стоимости медуслуг подорожали и тарифы страховщиков, в основном для новых клиентов. «Шоковая реакция первого квартала заставила рынок сделать ставку на резкое повышение тарифов», — отмечают в Remind Benefits и добавляют, что затем страховщики переключились на более взвешенную тарифную политику. По итогам третьего квартала, как указывает брокер, тарифы в среднем выросли на 10-15% для новых клиентов, что, по сути, покрывает медицинскую инфляцию.
В результате в третьем квартале спрос со стороны физлиц (в том числе из-за ухода мигрантов) стал падать, а корпоративные клиенты стали предпочитать более дешёвые страховые программы, с усечённым набором рисков. Даже удорожание медуслуг не повлияло на итоговое снижение средней страховой премии по результатам июля—сентября, отмечали в ЦБ.
Корпоративные клиенты не отказываются от ДМС сотрудников, но пользуются возможностью управлять стоимостью контрактов, чтобы сэкономить. Тенденцию к оптимизации затрат Vademecum подтвердили в «Согласии», «Ингосстрахе» и «СберСтраховании».
Одна из опций, которой, со слов страховщиков, активно пользовались корпоративные клиенты в 2022 г., — ДМС с франшизой. Многие клиенты «Согласия» при перезаключении договоров включили эту опцию в договор, переложив оплату до 50% суммы чеков из медучреждений на самих застрахованных сотрудников, говорит Дмитрий Суровцев: «Таким образом, многие работодатели перешли на ДМС, которое, по сути, стало дисконтной картой, предоставляющей солидные скидки на обслуживание в клиниках». Заметили рост доли программ с франшизой и клиники — в «Медси» эта доля выросла до 25% в портфеле.
Ещё одна не новая, но получившая развитие тенденция — рост востребованности услуг телемедицины для корпоративных сотрудников. Страховые компании начали активно включать в договоры телемедицинские услуги ещё в начале вспышки заболеваемости COVID-19. В 2022 г. клиенты стали в разы чаще обращаться к онлайн-консультациям врача, рассказали в «Ингосстрахе»: доля этого вида услуг в общем объёме сборов увеличилась от 0,8% в 2021 г. до почти 3% сборов в 2022 г.
Это подтверждают и провайдеры телемедицинских услуг. За добавлением услуг телемедицины в программы обращаются как сами компании, так и страховщики для своих пакетных предложений, уверяет гендиректор группы компаний «Доктис» Сергей Лежнин: «Страховые компании заинтересованы в снижении нагрузки на свой медпульт, а также в снижении объёма очных посещений пациентами клиник в тех случаях, когда вопрос пациента может быть решён онлайн-консультацией».
Ещё одна тенденция — предпочтение корпоративными клиентами «антикризисных» программ только с самой необходимой медпомощью. «Усечённый» пакет в «Согласии» дешевле классического варианта в 1,5-2 раза, а программа только с экстренной медпомощью — в 3-4 раза, указывает Дмитрий Суровцев. В портфеле ДМС «Ингосстраха» доля продуктов страхования на случай критических заболеваний выросла, подтверждает замгендиректора по ДМС компании Дмитрий Попов.
Источник: asn-news.ru