Украина предложила снизить потолок цен G7 на российскую нефть до 10–20 долларов за баррель. Запад теоретически может пойти на такой шаг, но реального эффекта подобные действия не принесут, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Потолок цен не влияет на Россию
«Предложение Украины снизить потолок цен G7 на российскую нефть до минимума сделано в стиле прибалтийских стран, для которых чем хуже, тем лучше. Можно остановить лимит на уровне в 10 центов за баррель», — заключает Пикин.
Журнал Newsweek сообщил, что советник президента Украины по экономическим вопросам лоббирует снижение предельных цен на российскую нефть до 10–20 долларов за баррель.
Такой уровень котировок нереален — столько сырье стоило лишь в первые месяцы пандемии COVID-19, но Киев требует подобных шагов от США и других участников G7.
«Гипотетическая реализация таких предложений ничего не даст недружественным странам. Россия при продаже нефти не ориентируется на потолок цен, стоимость поставок определяется иначе, а западные лимиты нужны только при сотрудничестве с европейскими перевозчиками. Сегодня мы продолжаем с ними работать из-за того, что цена на Urals с учетом дисконта укладывается в потолок», — резюмирует Пикин.
Благодаря этому Россия использует греческие танкеры и услуги европейских страховых компаний.
«В целом отечественный экспорт не смотрит, что там прописано в потолке цен, поэтому его величина влияет только на возможность сотрудничества с логистической инфраструктурой Евросоюза», — констатирует Пикин.
Если Запад ужесточит потолок цен, то отказ от работы с компаниями из ЕС не приведет к катастрофическим последствиям для российского нефтяного экспорта.
«Танкерный флот, который на сегодня имеется в распоряжении РФ как в явном, так и неявном виде, позволяет самостоятельно решать все вопросы, связанные с экспортом нефти и нефтепродуктов», — заключает Пикин.
Москва не ориентируется на западные лимиты
Россия провела серьезную работу: выкупила большое число кораблей и наладила сотрудничество с рядом нефтетрейдеров. Сегодня российское сырье активно торгуется в морских зонах Греции и Испании, а также в Турции и Сингапуре.
«Потолок цен мало на что влияет: РФ продает нефть с дисконтом, который значительно меньше, чем год назад в этот промежуток времени. Тогда не было никакого потолка цен, но санкции сами по себе привели к такой ситуации. Сегодня рынок уравновесился, поэтому скидки снижаются. За российским дизелем стоит очередь, причем из государств, которые его никогда раньше не закупали», — резюмирует Пикин.
Очень много дизеля покупают ОАЭ и саудиты, причем это происходит в рамках разных схем по перепродаже топлива в Европу.
«Много иностранных компаний хотят купить российские нефть и нефтепродукты, причем покупатели ориентируются не на потолок цен G7, а на скидки Москвы», — резюмирует Пикин.
Российское сырье продается выше 60 долларов
Потолок цен не влияет на российские позиции по продажам, главный вопрос заключается в средней стоимости базового для РФ сорта Urals за 2023 год. Сегодня портал Oil Price зафиксировал на 17:10 цену на марку Brent на уровне в 76,93 доллара за баррель, а Urals — 44,77 долларов.
Рынок выправляется после банковского кризиса в США, но опасения остаются.
«Механизм продаж и цены на российское сырье стали непрозрачными. Если раньше трейдеры и Минфин РФ ориентировались на котировки нидерландского порта Роттердам, с которых высчитывался даже размер налоговой нагрузки, то сегодня у Москвы появились посредники, собственный танкерный флот, в результате чего маржа в этих операциях ушла от производителей к новой инфраструктуре», — заключает Пикин.
Система стала сложной, пусть и за всем этим в основном стоят российские нефтяники.
«Не случайно Минфин РФ перешел при взимании налогов от стоимости Urals в Роттердаме к котировкам Brent, которые являются единственным прозрачным показателем. Дело в том, что цену на Urals можно посчитать как угодно. Не сложно нарисовать 40 долларов за баррель, 50, однако таможенная статистика Китая и Индии говорит о том, что российское сырье заходит туда дороже потолка цен», — констатирует Пикин.
Поляки, украинцы и прибалты могут придумывать что угодно, их предложения успешно засоряют информационное пространство, но не наносят вреда российскому экспорту.
Дмитрий Сикорский
Источник:rueconomics.ru