Депутаты Госдумы РФ задумались о создании «закона Бакальчук», по фамилии самой богатой женщины России, владелицы маркетплейса Wildberries. Конфликт интересов вокруг ее компании требует обновления законодательства и урегулирования ответственности всех заинтересованных сторон, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов.
Правовой вакуум сыграл за Wildberries
«Сложившуюся ситуацию нельзя назвать забастовкой – протестуют не работники, а бизнес, который работает у Wildberries на аутсорсе. Отношения между сторонами здесь гражданско-правовые, поэтому если мы заинтересованы в сохранении пунктов выдачи товаров, как бизнеса, и их трудовых мест, то необходимо законодательно урегулировать отношения контрагентов», — констатирует Сафонов.
Пока этого не произойдет, Wildberries как монополист, продолжит выкручивать руки. Компания пытается защитить свои финансовые интересы от случаев порчи и подмены товаров, которые стали обыденностью в ее бизнесе.
«Аналогичный конфликт был между таксистами и приложением “Яндекс Go”. Сервис нарушал права водителей и вводил необоснованные штрафы, поэтому в случае с Wildberries необходимо законодательно установить, кто ответственен за введение в заблуждение покупателя и несет издержки в случае порчи и подмены товаров», — заключает Сафонов.
Проблема касается всех торговых систем, которые занимаются в РФ доставкой товаров.
«Законодательство должно урегулировать распределение ответственности между поставщиком, товаропроводящей сетью и пунктами получения товаров, прописать их обязательства, чтобы больше не возникало таких ситуаций», — резюмирует Сафонов.
Вчера, 15 марта 2023 года, часть пунктов выдачи товаров Wildberries закрылись, протестуя против введенной маркетплейсом системы штрафов. Платформа возложила ответственность за порчу и подмену товара на владельцев пункта выдачи. Компания провела исследование и пришла к выводу, что в 98% таких случаев виноваты сотрудники пункта выдачи.
Аргументы существуют как у Wildberries, так и у торговых точек, а проблема связана с неурегулированностью таких отношений в законодательстве. Депутат Госдумы РФ Михаил Делягин предложил разработать «Закон Бакальчук», который бы запретил такие действия в отношении подрядчиков.
Больше всех страдает потребитель
«Ситуация с Wildberries вызвана миксом проблем. Например, специфика современной интернет-торговли предполагает собой маркетплейс, куда постоянно добавляются разные неспецифические товары, хотя изначально было иначе», — заключает Сафонов.
Когда Wildberries появилась, то на ней продавалась только брендовая продукция.
«Маркетплейс заключал прямые договора с поставщиками и таким образом гарантировал качество товаров и добросовестность поставок», — резюмирует Сафонов.
Случаев поставки фейков и подмены товаров на этой площадке было немного.
«Сегодня ситуация изменилась: во-первых, у Wildberries больше нет того покупателя, который готов платить за брендовые вещи, поэтому компания перешла на массовую аудиторию. Во-вторых, площадка расширила круг поставщиков и включила в этот список игроков, занимающихся параллельным импортом, и сразу столкнулась с проблемой контрафакта», — констатирует Сафонов.
Wildberries предоставляет услуги товаропроводящей сети, платформа не является поставщиком, что создает вопросы по распределению ответственности.
«На этой платформе часто возникает ситуация, когда человек заказывает условное Gucci, а в ответ получает неизвестно что, и возвращает товар в соответствии с действующим законодательством по защите прав потребителей. Wildberries в таком случае несет убытки – компания потратилась на торговую операцию», — заключает Сафонов.
Вопрос такой ответственности в законе досконачально не прописан, но есть пример AliExpress, где издержки ложатся на поставщика, а не на «Почту России».
«Ответственность поставщика за качество продукции требует законодательного урегулирования. Wildberries не в состоянии проконтролировать все поставки, которые заходят в ее торговую систему», — резюмирует Сафонов.
Больше всех от этих коммерческих конфликтов страдает потребитель, которому важно, чтобы он получал качественный товар и в удобно расположенном месте.
Дмитрий Сикорский
Источник:rueconomics.ru